Виды мотоциклов. Какие бывают и как появились
Виды мотоциклов

Виды мотоциклов

11.08.2021

Если вы решили купить мотоцикл, но не знаете, с чего начать, советуем вам прочитать наш обзор. Мы постараемся внести ясность в вашу голову – обозначим черты дизайна и технические характеристик разных видов мотоциклов, расскажем о причинах появления каждого из них. Мы вместе разберемся, почему именно тот или другой «железный друг» должен оказаться вашим. В этом деле мы будем опираться не на интуицию, а на факты, в том числе, исторические.

классификация мотоциклов 

Какие есть виды мотоциклов?

Четкого разделения мотоциклов на виды не существует и по сей день. Назвать, сколько всего видов мотоциклов, тоже сложно. Зато есть возможность узнать, почему этот вид транспортного средства имеет довольно обширную классификацию и что стало «отправной точкой» сегодняшней условной классификации. 

Особенной популярностью мотоцикл стал пользоваться в начале 20-го века. В транспорте пользователям того времени нравился спортивный дух, мобильность и дешевизна мотоцикла. Как известно, спрос порождает предложение. Поэтому в это время многие компании начинают вести инженерные разработки новой мотоциклетной техники. 

мотоцикл в парке

Труды не остаются незаметными: мир узнает, что такое пневматические шины, электрическое освещение, зажигание «от искры», цепной привод, мягкая подвеска и пр. Всем этим мотоцикл «обрастал» постепенно, превращаясь из велосипеда с мотором в солидное, прочное и надежное транспортное средство. 

С появлением конструкторских школ в Штатах, Англии, Германии и Италии мотоциклы стали ранжировать на группы. Основная классификация – на дорожные и внедорожные – осталась прежней. С началом участия мотоциклов в гонках вместе с автомобилями появились различные виды спортивных мотоциклов. 

мотоцикл под мостом

Современная классификация мотоциклов ранжирует их по назначению, массе, величине расходного двигателя, способу управления, количеству колес и пр. Давайте углубимся в тему и посмотрим, к чему привело стремительное развитие мототехники, «пробежимся» по основным видам современных мотоциклов и узнаем их «фишки». 

Дорожные 

мотоцикл на улице

Дорожные или универсальные байки, которые приспособлены для езды по городу и преодоления небольших расстояний по трассе. Именно с этих мотиков началась история. «Отцы» современных моделей до сих пор очень популярны и стоят на одном уровне с автомобилями. 

Надо заметить, что название того или иного мотоцикла «дорожным» или «классическим» - довольно «скользкая» тема. Так, например, компания BMW ввела в обозначение своих дорожных моделей мотоциклов термин «родстер» (о нем поговорим позже). Несмотря на то, что речь идет о сугубо автомобильной тематике, уже несколько лет многие специализированные издания охотно и смело используют это обозначение. 


Стандарт

Классический мотоцикл или «стандарт» появился раньше классического автомобиля с двигателем внутреннего сгорания – еще в 1886 году. До сих пор его относят к разряду транспорта «на каждый день». 

стандартный мотоцикл

Классические мотоциклы обладают особенной магией, они влюбляют в себя своего хозяина грацией и в то же время брутальностью. Мотик с прямой посадкой «пилота» (высота седла не ниже 85 см) и минимумом пластика. Классический байк обычно оснащен небольшим количество внешних обвесов, зато укомплектован по части светотехники – на нем действительно можно спокойно перемещаться по темным дорогам общего пользования. 

Все виды таких дорожных мотоциклов:

  • оснащены мощным мотором и модернизированной трансмиссией – подходят для ежедневной езды по городским улицам;
  • имеют одинаковые по размеру задние и передние колеса – эта особенность облегчает передвижение по асфальтированной дороге;
  • отличаются универсальной резиной – комбинированный протектор подходит для сцепления с любыми типами дорог.
Honda CB750
Honda CB750
Пример легендарной модели классики – мотоцикл Honda CB750 от 1969 из страны Восходящего солнца. На момент выпуска этот самурай смог совершить революцию на рынке, введя в трен 4-цилиндровые двигатели, которые уверенно сменили популярный в то время 2-цилиндровый.
Дорожные ретро-мотоциклы 60-80 годов пользуются популярностью и сегодня. Несмотря на возраст, ценность такой техники только растет. 

Нейкед

Нейкед или «голый» -  вид легкового мотоцикла для новичка. Такой байк лишен обтекателей, которые в классических моделях традиционно прикрывают двигатель и раму. Модель была создана для типичного городского жителя, который ценит маневренность техники – на таком мотике можно легко проехать даже через узкие проходы. 

Naked bike

Из характерных для Naked черт стоит также отметить:

  • свободный доступ к ремонтным работам двигателя и прочим основным элементам;
  • удобное слегка наклонное положение водителя на сидении;
  • небольшая скорость – на «оголенных» моделях сильно не разгонишься. 
Если сопоставить внешний вид мотоцикла и его «начинку», можно с уверенностью отнести нейкеды к доступным моделям. Отличная цена мотоциклов обусловлена минимализмом в тюнинге – расходы на производственный процесс самопроизвольно снижаются.

Боббер

Не трудно догадаться, к какому классу относится этот мотоцикл. Боббер – типичный дорожный байк. Этот особенный тип мотоциклов стал появляться в 30-40-е годы 20-го века в США. В то время были популярны мотогонки по грунтовой трассе. Наравне с «Харлеем» боббер, как класс мотоциклов, стал культовым для многих поколений ценителей мототехники. 

Bobber bike

«Фишка» этой модели в упрощенности. Сиденья, фары, аккумулятор и бензобак – все это было заменено на более легкие аналоги. Суть такого тюнинга заключалась в уменьшении веса мотика без изменения технических и ходовых параметров. 

Со временем боббер менялся, в итоге получился исключительно спортивный атрибут. Модернизации оказались настолько успешными, что долгое время в Америке бобберы были на пике популярности даже после появления хороших дорог. 

Современный боббер несколько утратил свой шарм. Сегодня модель может иметь необычно высокую вилку и громоздкий непропорциональный глушитель. Боббер в 21 веке – скорее пафос, чем практичность. 

Роадстер

Родстеры сочетают геометрию шасси классических байков с высокомоментными двух- или четырехцилиндровыми двигателями. Высота сидения нового вида мотоциклов не превышает 65 см – в нем можно усесться не только прямо, но и достаточно низко, что повышает уровень комфорта на длительных расстояниях. 

Roadster bike

Родстеры были созданы ради высокой эластичности и динамичного развития мощности. Модель отличается низкой снаряженной массой: двигатель шасси, рама и ветровое стекло не покрываются. Поскольку нет обшивки, двигаться с постоянной скорость 160 км/ч на роадстере не станешь. 

Смесь байка и машины довольно быстро стала популярна. Этому есть целых три объяснения – необычный дизайн, который привлекает внимание на дороге, хорошие технические решения, а также желание продемонстрировать свое благосостояние – такая «игрушка» стоит довольно прилично.

Кафе-рейсер

Такой мотоцикл стоит выбрать, если предстоит регулярная скоростная езда на короткие дистанции. Кафе-рейсеры стали серийно выпускать в США в 1901 году. Первый кафе-рейсер был создан на базе британского Triumph Bonneville. Эта модель выпускается до сих пор, меняется лишь стилистическое ее оформление. 

Кафе-рейсер

Базовые преимущества техники – это быстро развивающаяся скорость и отличная управляемость. Однако, выбирая такого «железного коня», стоит сразу приготовиться к минимуму комфорта. 

Термин «кафейный гонщик» появился в Англии 60-х годов как ироническое название мотоциклистов, которые изображали из себя «крутых» профессиональных гонщиков, паркуя свой транспорт рядом со столиком в кафе.

Скремблер

Один из самых неординарных видов классических мотоциклов – байк двойного назначения. Скремблер – это стилизация под ретро-технику. Он достаточно хорошо оснащен и был создан для езды по легкому бездорожью. 

Scrambler\

В скремблеры стали переделывать классические дорожные модели. Мотоциклы делали легкими и мотивированными. Сегодня такой мотик найти непросто: их практически не выпускают, поскольку считают изготовление «экзотики» нерентабельным занятием. 

Дукатти Скрэмблер мотоцикл
Ducati Scrambler
Популярная компания Ducati все же выпустила свой Scrambler, позднее подтянулись и британские производители. Выпущенные байки полностью соответствуют своему названию, однако, перечень серийных мотоциклов все равно получается весьма коротким. 

Масл байк

muscule bike

Ошеломительная мощь и красота в металле. Это лаконичный, выдержанный в классическом стиле родстер. Из всех видов дорожных мотоциклов он один из самых скоростных. На таком байке можно легкостью выиграть «светофорную гонку». Однако стоит учесть, что эти мотоциклы не расположены к поворотам и резкому торможению. 

Honda CB750
Yamaha V-Max
Именно за счет особенностей этой модели легендарный Yamaha V-Max получил символичное название «Кувалда». 

Перед покупкой масл байка стоит «примерить его на себя» - посидеть на нем, почувствовать мощь и тяжесть техники. 

Круизер

Круизеры «переоделись» из туристических мотоциклов и сразу превратились в эталон стиля. Первая модель круизера появилась в США в 40-50-е гг. 20 века, когда фанаты потребовали шика и брутальности. 

Cruiser bike

Из характерных черт такого представителя стоит выделить:

  • полное отсутствие пластика и изобилие хрома;
  • посадка не выше 75 см, удобное седло, высокая спинка;
  • U-образный руль, поданная вперед подножка;
  • двухцилиндровый мотор, каплевидный бак. 

В общем и целом, производителям удалось создать мотик, который дарит ощущение езды не на открытом байке, а на люксовом авто. Ниже чуть подробнее о том, какие есть виды таких мотоциклов.

Чоппер

Chopper

«Фишка» американских чопперов – выразительный внешний вид. Это не самые быстрые мотоциклы, зато их удачно стилизуют под владельца. Основные черты, по которым вы узнаете чоппер: удлиненная передняя вилка, широкое заднее колесо, каплевидный бак, двухуровневое сиденье и высокий руль, а также кожа и хром в оформлении.

Пауэр круизер


Он же драгстер. Мотик, «заточенный» на мощные прохваты специально для тех, кому нравятся круизеры, но не нравится их спокойный нрав. Это мотоцикл, сформированный вокруг мотора. Если нужна чистая мощность с динамикой спорта и при этом комфортная посадка, лучше варианта не найти. 

Спортивные

Впервые соревнования по мотоспорту были организованы в 1894 году. Именно с этого периода появилась классификация мотоциклов на «гражданские» и «спортивные» или «гоночные». 

Sport bike

Сразу стоит отметить, что такие байки созданы для победы, а не для комфорта, поэтому ездить на них не очень удобно. Водителю приходится устраиваться на седле калачиком или вовсе лежать на животе. Поэтому если вам нужен байк для повседневной езды по городским дорогам – это не ваш вариант. 

Максимальная скорость, которую развивает этот «зверь» - 290-300 км/ч. Количество оборотов двигателя – больше 10 тысяч. 

Стритфайтер

Streetfighter

Это класс дорожных мотоциклов – тот же спортбайк, однако, он более приспособлен к городской езде. Мотоцикл отличается высокой маневренностью, отличной управляемостью, стабильностью на траектории. Победа в случае с этой моделью не стоит во главе угла. Стритфайтер понравится тому, кто очень долго хотел перемен, но при этом привязан к городской местности.

Туристические

Touring moto

Туреры или «лимузины» очень комфортабельны и стоят гораздо дороже стандартов. Такие модели явились миру сравнительно недавно – как только любители стали интересоваться комфортабельной мототехникой с множеством функций. 

Touring moto

Идеальный транспорт для туристических поездок. Производители дрессеров, фулл дрессеров, бэггеров делают упор на комфорте, безопасности, снимая акцент со скорости и маневренности. На таком байке можно с комфортом проехать до 1000 км в день. Из отличительных черт мототехники стоит отметить высокую спинку, мягкое сидение, кофры по бокам, ящик для багажа. Некоторые модели оснащены круиз-контролем, магнитолой, кондиционером, подушками безопасности, пассажирским местом.

Спортивно-туристические

Sport-touring bike

Мотоциклы «спорт-турист» - это спортивный на вид, но предназначенный для дальних поездок транспорт. Популярностью такие модели стали пользоваться в 80-90-е годы прошлого века. По отзывам владельцев, в спортивно-туристическом байке стоит оценить агрессивный дизайн, технологичность и высокую скорость. 

Внедорожные

Внедорожные мотоциклы

Пришло время поговорить о втором классе мотоциклов – внедорожные. Иначе их называют «dirt bikes» или «грязные мотоциклы». По сравнению с шоссейной техникой, их конструкция упрощена, они имеют мощные колеса, легкую раму без обтекателей. Внедорожники оснащены шинами высокой проходимости – так обеспечивается отличное сцепление с грунтовой дорогой. Обычно такие мотоциклы имеют одноцилиндровый двигатель, позаимствованный у кроссовых.

Далее речь пойдет о видах таких мотоциклов и их назначении. Они, как и дорожные, делятся на виды совершенно условно. 

Мотокросс

Мотоциклы для мотокросса

Мотоциклы этого типа были созданы для участия в различных спортивных мероприятиях, на местности, где дорогой даже не пахнет. Обычно такая техника оборудована двухтактными моторами. Мотокросс легкий, имеет прочную раму, надежную подвеску. Многие модели кроссовых мотоциклов вовсе лишены светотехники – заводится «машина» от кик-стартера. 

Хорошая новость: мотокросс можно не ставить на учет в ГАИ. Если это для вас важно, обратите внимание.

Эндуро

Enduro

Речь идет о том же мотокроссе, только на нем можно ездить и по городским дорогам, ставить на учет. Мотик оборудован свето-оптикой, имеет не такой мощный, как у кроссового мотоцикла, двигатель. Эндуро также имеют условное деление:

  • спортивные мотики с мощными движками;
  • универсальные софт-эндуро;
  • типичные внедорожные эндуро;
  • мотоциклы тяжелого класса;
  • «паркетные» эндуро.

Ралли

Мотоцикл для ралли

Раллийный мотоцикл имеет громкое и понятное название. Они участвуют в самой тяжелой мотогонке в Саудовской Аравии. Каждый год компания КТМ выпускает небольшую партию раллийных мотоциклов, максимально приближенных к заводским прототипам. 

Honda CB750
KTM 450 Rally Factory Replica 2022
В этом году австрийцы не изменили своей традиции – KTM 450 Rally Factory Replica 2022 сделали при непосредственном участии гонщиков Тоби Прайса, Маттиаса Уолнера и Сэма Сандерленда.

Дуал спорт

Dual-sport bike

Мототехника двойного назначения. На этом двухколесном внедорожнике вы сможете добраться куда угодно по цивилизованной дороге или по просторам дикой природы.

В этой категории четырехтактные 250сс – это не просто самые доступные по стоимости внедорожники, но и самые приспособленные для того, чтобы бороздить дикие просторы. Они имеют идеальные размеры, вес и хороший расход топлива. 

Триал

Trial sport bike

Мотоциклы, которые принадлежат к этому классу, используются в таком виде спорта, как мототриал – технический вид спорта. Спортсмены преодолевают разные препятствия и выполняют вариативные трюки на мотоцикле. Строение таких мотоциклов уникально – они максимально легкие, их двигатель приспосабливается к предстоящему препятствию и его кубатура может быть 50-125 кубов.  Модели с отличной тягой, надежной рамой, энергоемкой подвеской. 

Трэк рейсинг

Track-racing moto

Эта категория мотоциклов похожа на триал, поскольку тоже создана для участия в соревновании – гонки по треку. Это специфическая форма мотоциклетных гонок, когда команды или отдельные спортсмены соревнуются по грунтовой овальной трассе. Мотоциклы трэк рейсинг легкие, хорошо управляемые и мощные. 

Сноу байк

Snow-bike

Сноу байк в прямом смысле скользит на лыжах и становится отличной заменой сноуборду. На нем можно кататься только зимой при спусках по снежным склонам. 

Реанимировал проектирование таких снежных мото немецкий инженер М. Гфаллер. После войны он создал весьма практичную модель вело-снегохода. В 40-х годах появилась еще более удобная модель сноу байка, созданная Э. Брентнером. Сегодня самый популярный изготовитель snowbike – компания Брентнера. Ее основал внук известного изобретателя. 

Кастомы

Custom moto

Кастом – несерийный мотоцикл, который был создан в единственном экземпляре по желанию заказчика. Можно уверенно утверждать, что кастомы родились в одно время с классическими моделями. Точно обозначит виды и характеристики таких мотоциклов невозможно, потому что к этой группе относятся все мотоциклы, которые произведены внесерийно. 

Кастом можно создать на базе чоппера, спортивного байка. К этой же группе относятся те же дрэгстеры с реактивной тягой, которые дарят победу в гонке. Сюда же стоит отнести такие виды кастом мотоциклов, как бобберы и рейсеры.

Не совсем мотоциклы


Мы рассмотрели самые популярные виды американских, байкерских, тяжелых мотоциклов, теперь стоит сказать несколько слов о «не совсем мотоциклах». Такой транспорт принято называть «мотоциклами», однако, с теоретической точки зрения по техническим параметрам они к этому разряду транспортных средств не относятся. 

Минибайк

Mini-bike

Иначе такой транспорт называют «карманным байком». Как и карты, первые минибайки создавались энтузиастами в своих гаражах. Их история стартует в Японии в 1950-х. В это время население устраивало соревнования (гонки) на самодельных миниатюрных байках. Потом минибайки начали применяться техническим и обслуживающим персоналом на драг-рейсинге.

Несмотря на кажущуюся несерьезность транспорта и его небольшие размеры, многие современные минибайки разгоняются до скорости 60-100 км/ч. Слабые стороны минибайков – маленькие колеса и слабая подвеска.

Питбайк

Pitbike

Питбайк очень похож на кросс-мотоцикл, но значительно меньше по размерам. Предназначен для езды по грязи или на специальных трэках. Технические характеристики более внушительные: рабочий объем двигателя – 100-200 кубических сантиметров, мощность до 15-20 лошадей, колесная база до полутора метров и вес до 80 кг.

Скутер

Scooter

Скутер – идеальное средство передвижения в условиях среднего и крупного города, а также сельской местности. Это что-то среднее между мотоциклом и велосипедом. Из плюсов такого выбора стоит выделить следующие – простота в управлении, маневренность, небольшой расход топлива.

Скутеретта

Скутеретта

Скутеретты – самый массовый класс мототехники в мире, но большинство жителей нашей страны о нем мало что знают. Это мотороллер на больших колесах (диаметром 43,2 см). Двигатель здесь установлен под ногами водителя, а не под седлом, как у обычного скутера.

Мопед

Мопед

Речь идет о «близком родственнике» мотоцикла. Такой транспорт может развивать скорость до 50 км/ч, удобен для перемещения на небольшие расстояния в городе или сельской местности. Базовое преимущество такого выбора – бюджетность. Мопед экономичен в расходе топлива и обслуживании. 

Мокик

Мокик

Мокик – это почти мопед, только он оснащен коробкой передач и не имеет велосипедного привода. Мокики легки и маневренны. По сравнению со скутером, у мокика больше диаметр колес и часто выше посадка. Этот тип транспорта здорово показывает себя на плохой дороге. Есть модели мокиков, которым удается копировать кроссовые мотоциклы.

Нестандартные

И напоследок, совсем нестандартные решения в мототехнике, которые выбирает небольшое количество пользователей. Тем не менее, не упомянуть о них будет неправильно. 

Трициклы

Трайки

Мото-трицикл – это классическое транспортное средство, которое очень похоже на мотоцикл, только имеет два передних колеса. Он оснащен обычным мотоциклетным рулем. Из преимуществ трицикла можно отметить повышенную устойчивость за счет пары дополнительных колес, большую площадь и тяговую силу двигателя, а также наличие вместительного багажного отделения. Трицикл может быть создан на базе классического, некоторых видов гоночных мотоциклов и туристических мотиков. 

Закрытые

Закрытый мотоцикл

Первая мысль при виде такого вида транспорта – «опят концепт». Однако, на удивление, это не так. Закрытый мотоцикл – вполне себе реальный транспорт, которое имеет свое название – MonoTracer. Закрытый салоном мотоцикл улучшает эргономику, обеспечивает безопасность и комфорт водителя во время езды. 

Заключение

При выборе мотоцикла первое, что стоит принять во внимание – это ваш опыт вождения. Второе – цель покупки транспортного средства. 

Если вы новичок, выбирать стоит мотоцикл марки классик. Для получения первого опыта это самый лучший вариант. Его показатели позволят научиться грамотному управлению, закладке в повороты и уверенной посадке. Можно купить, конечно и туристический мотоцикл (если его назначение – ключевое для вас), но в таком случае объем двигателя байка должен быть до 400 куб. см. Новичку точно не стоит брать тяжелый, скоростной агрегат, даже если он очень стильно выглядит. 

Любители традиционно ограничиваются выбором мотоцикла среди стандартов, спортбайков, туристических агрегатов и круизеров. Профессионалы выбирают между кастомами, гонщики покупают специализированные модели мотоциклов. 

Если хотите купить двухколесный транспорт для трюков, присмотритесь к кроссовому внедорожному мотоциклу с объемом силового агрегата 200 см3. Для поездок на рыбалку или учебу подойдет классический аппарат с объемом 125 см3. Для путешествий по стране и за ее пределами производители создали туристические модели, самые «неубиваемые» из них – эндуро.

Если для вас важен стильный внешний вид мотоцикла, выбирайте чоппер. Верх практичности – спортивно-туристические модели. Если это ваш не первый байк, и вы все еще не знаете, какой класс мотоцикла выбрать, смело останавливайтесь на дорожном мотоцикле среднего класса. 

Если у вас остались вопросы обратитесь к специалистам Japan Life – вам помогут с выбором байка и оформлением покупки мотоцикла. Чтобы связаться с нами, заполните форму обратной связи ниже. 



Мы понимаем, как сложно выбрать посредника при покупке автомобился, поэтом всегда готовы ответить на любые Ваши вопросы

Задать вопрос


Подписаться